http://bionover.ru/wp-content/uploads/2014/05/0001.jpg

Монополия в производстве

Монополия является одним из несовершенных вариантов конкуренции. Ее не совершенность обусловлена присутствием одного крупного производителя нлн продавца, реализующего на нем конкретный вид товаров или услуг. Тем самым ценовая политика полностью находится во власти данной организации. Присутствие других продавцов данного товара является незначительным фактором, так как, при условии монополии, данные торговые точки считаются более мелкими, чем основной сбытчик. Такое понятие, как чистая монополия является исключительным случаем на рынке. Данный вариант предусматривает, что только один крупный производитель занимается производством продукции и сбывает ее по своим ценам. В качестве монополистов может выступать и группа предприятий, схожих по внутренней управленческой, ценовой н производственной политике.

Основные причины, обуславливающие появление монополии

  1. Эффект обширного масштаба. Существует ряд рынков, на которых существенное повышение объемов произведенных товаров приводит к значительному уменьшению себестоимости каждой единицы продукции. Это приводит к тому, что компании, которые производят большую часть товара, чем их конкуренты, получают уникальную возможность снизить цену на собственную продукцию, тем самым завладевая большей рыночной частью.
  2. Необходимость привлечения инвесторов. В некоторых случаях на рынке до начала производственных процессов появляется необходимость в крупном инвестировании денежных средств, что создаст необходимые производственные мощности. Это может быть расширение сети торговых центров нлн различные государственные лицензирования. К примеру, организация Monsanto, поставляющая генетически модифицированные продукты

питания (семена), к данному моменту завоевала 90% Бсего рынка данной продукции.

  1. Увеличение технологических достоинств. В том случае, когда организация обладает существенным научным потенциалом, который способен сделать продукцию дешевле, чем у конкурентов, сохранив при этом все стандарты качества, такая компания очень быстро занимает лидирующие позиции. Примером, характеризующим данный пункт, может служить компания под названием Pfizer, выпускающая препарат для лечения эректильных расстройств. С 199Sгода по 2003 год включительно, благодаря существенному техническому прорыву производство данного препарата сделала компанию монополистом на рынке.
  2. Контролируемые источники сьрьевой базы. Некоторые полезные ископаемые встречаются доеольно редко. Случается так, что месторождения их совпадают с некой частной территорией. Очень часто данные место находятся под контролем различных корпораций, что и создает для нее монополизирующую основу. Подавляющим большинством монополистов представляют собой отдельные государства.
  3. Цепная реакция. Бывают случаи, когда использование конкретного товара становится малосовместимым с другими его комплектующими изделиями конкурентов. Классическим примером является повсеместно использование компьютеров на базе процессоров Intelс операционной системой Windows. Это создало значительные затруднения в пользовании программными продуктами владельцам сторонних компьютерных систем. В связи с этим многие производители эффективных программных продуктов потерпели банкротство.
  4. Легализированные барьеры. Государство в праве по тем нлн иным причинам самостоятельно ограничивать доступ на

рынок различным компаниям. Это делается для того, чтобы поддержать монополию уже существующей организации. Примером данных мероприятий может служить ограничение на поставку алкогольной продукции во многих государствах.

  1. Высокая потребность общества в данной продукции. Некоторые монопольные альянсы могут допускаться государством в том случае, если, по мнению правительственных органов, данное производство несет неоспоримую пользу для граждан конкретной страны. Их содержание гораздо выгоднее именно б этом случае, чем такие компании будет открыто конкурировать с другими аналогичными производствами на рынке. Примерами таких компаний служат те, которые производят, к примеру, железные дороги, электрические сети нлн трубопроводы.

В подавляющем большинстве случаев возникновению монополистической организации сопутствуют сразу несколько факторов. Монополии небольшого размера могут оказывать воздействие на более крупные организации, находящиеся на мировых рынках. Примером сравнительно небольшая организация Nides(Япония). Она производит около 75% электрических моторов для компьютерных хранителей информации (жестких дисков) всего мирового рынка. По причине произошедшего в 2011 году- наводнения в Таиланде, вызвавшего дефицит подобной продукции, цены на этот товар существенно выросли.

 Видео о монополии в бизнесе